Время работы
Адрес
МО, г. Дубна,
ул. Дачная, д. 1, стр. 3

ШЛАГЕ. ИСТОРИЯ ЗАМКОВ

Замки и ключи были известны задолго до рождества Христова. Они часто упоминаются в Ветхом Завете и в мифах. В книге Нехемии, глава 3, указывается, что при ремонте старых врат Иерусалима - приблизительно в 445 до н. э. - "поставили их двери, и их замки, и их засовы". В то время замки изготавливали из дерева. Они были большими, их конструкция была примитивна, и все же принцип их работы был предтечей современных штифтовых замков.

Когда замочных и железных дел мастера достигали большого искусства в своем ремесле, их приглашали изготавливать замки и ключи для королевских дворов и для европейских церквей и соборов. Их замки славились изысканной, сложной и подробной орнаментацией - зачастую на религиозные сюжеты.

Безопасность - ангел-хранитель

В Индии, в эпоху императора Аннама, сокровища запечатывали в большие деревянные чурбаны, коорые помещали на небольшие островки или погружали в пруды, находившиеся на территории внутренних дворов дворца. Здесь они были защищены королевскими "ангелами-хранителями" - крокодилами, которых кормили впроголодь. Зайти в воду означало верную гибель. Сокровища можно было получить только единственным путем - усыпить или убить крокодилов.

Безопасность - узел на веревке

На протяжении многих сотен лет для "запирания" дверей и укрепления стен использовали веревки, сделанные из камыша и волокна. Согласно легенде, завязанная узлом веревка стала символом безопасности. Искусно завязанным фригийским королем Гордием узлом, известным как гордиев узел, крепилось ярмо к оглобле его колесницы. Оракулы утверждали, что развязать его может только человек, которому суждено покорить Азию. Но, когда Александру Македонскому не удалось развязать гордиев узел, он перерубил его своим мечом. Так возникло выражение "разрубить гордиев узел", что значит предпринять смелое, решительное действие, когда достичь цели более мягкими мерами не удается.

Замки с востока

Медные и железные висячие замки, которые обнаруживают в Европе и на Дальнем Востоке, широко применялись римлянами и китайцами. Им оказывали особое предпочтение потому, что они были портативными. Они открывались ключами, которые можно было поворачивать, ввинчивать и нажимать. Конструкция замка с нажимным ключом была проста: засов удерживался в запирающей позиции выступающей пружиной или пружинами. Чтобы открыть замок, нужно было прижать или распрямить пружины ключом, благодаря чему засов освобождался и отходил в сторону. Висячие замки этого типа наиболее часто используются на востоке в настоящее время. Узор на замке соответствовал традиции каждой страны, а фигурки часто изготавливались в форме животнх - драконов, лошадей, собак, даже слонов и бегемотов. Пара висячих замков с нанесенными клиносписью поздравительными надписями часто служила хорошим подарком.

"Пионеры" среди замков

Первые механические замки из дерева были, вероятно, созданы несколькими цивилизациями одновременно. Письменные источники свидетельствуют, что их применяли около 4000 лет назад в Египте. В этих деревянных замках, которые крепили вертикально к дверному косяку, находились подвижные штыри, или "пальцы", которые благодаря собственному весу опускались в отверстия в крестовине, или "засове", и запирали дверь. Замок открывался деревянным ключом с выступами или зубцами, которые поднимали ряд пальцев, освобождающих засов, так что его можно было отодвинуть. Этот метод запирания был предтечей современных штифтовых замков.

Первые цельнометаллические замки появились между 870 и 900 гг. благодаря английским ремесленникам. Они представляли собой обыкновенные железные засовы с выступами вокруг замочных скважин для предотвращения взлома.

Впервые неподвижные выступы в замке начали применяться римлянами, которые придумали их для того, чтобы чужой ключ не мог повернуться в замке. На выступах делали насечки и нарезали узоры. Система выступов существовала как основной замочный механизм на протяжении более тысячи лет. Первые висячие замки были "удобными" замками, так как их можно было по необходимости переносить и использовать. Они были издавна известны купцам, путешествующим по древним торговым путям в Азию и Европу.

В XVII веке в Европе были разработаны новые принципы запирающих механизмов. В ранних замках "Брама" использовался ряд кругообразно расположенных подвижных колец, что обеспечивало исключительную безопасность. "Брама" является старейшей компанией в мире по производству замков, которая и сегодня, спустя вот уже 200 лет, продолжает производить замки с их знаменитым механизмом.

Самый первый замок

Первый деревянный замок, Хорсабад, был обнаружен в Персии на охранных вратах дворца Саргона II, который царствовал с 722 по 705 гг. до н. э. По внешнему виду и по принципу работы он был очень похож на тот деревянный пальцевый замок, который вы видите на рисунке. Выступы на бородочной части ключа соответствуют брускам, или пальцам, на засове. При вставлении ключа выступы поднимали пальцы, засов возвращался в исходное положение, и дверь или ворота открывались.

Замки из Старого Света

Конструкции замков и ключей испытывали значительное влияние готической архитектуры: их орнаментация, даже во времена Возрождения, становилась все более изысканной. Признанных мастеров приглашали изготавливать замки для знати по всей Европе. Именно поэтому трудно установить, был ли какой-нибудь древний замок изготовлен в той же стране, где и применялся.

Немецкие замки для дворцов

За период с XIV по XVII вв. умелые ремесленики добились превосходных артистических результатов. Замочных дел мастера были квалифицированными обработчиками металлов, которые приобретали международную славу. Их приглашали создавать особые замки для знати по всей Европе. Они придумывали мудреные выступы и бородки для замков и ключей, напоминающие гербы и символические фигуры, и, благодаря вдохновению, создавали чрезвычайно орнаментированные замки, которые гармонировали с архитектурой поместий и замков их заказчиков. Однако в запирающих механизмах было мало усовершенствований. Безопасность зависела от таких вычурностей, как потайные замочные скважины, секреты и сложные системы выступов и выемок.

Безопасность в XIV и XV вв.

С XIV по XV вв. значительных усовершенствований в замочных механизмах почти не было. Орнаментация, однако, стала чрезвычайно изысканной. Ремесленники овладевали процессом обработки железа и разрабатывали и изготавливали замки для ворот, дверей, сундуков и шкафов. Замки-"шедевры" никогда не использовались для запирания дверей. Они разрабатывались и изготавливались в единичном экземпляре работником по замкам и металлу в качестве "теста" на мастера. Замки-шедевры часто выставлялись на обозрения без покрытия, чтобы были видны составные части механизмов, их работа, декоративная отделка корпусов и метод сборки.

Висячие замки

Висячие замки были известны еще во времена древних греков, римлян, египтян и других культур Ближнего Востока, включая китайцев. Предполагалось, что висячий замок впервые использовался как "дорожный" замок для защиты товара от разбойников на древних торговых путях, морях и реках, на которых концентрировалась торговля. Имея размеры от маленьких до огромных, они представляли различные геометрические фигуры, религиозные символы, животных, рыб, птиц, сердца. Они открывались ключами, которые поворачивались, ввинчивались, нажимались и вытягивались.

В целях большей эффективности появились замки на буквах, или кодовые замки, для открытия которых не требовалось ключей, а нужно было набрать определенные буквы или цифры на вращающихся дисках. На рисунке вы видите американский висячий замок, относящийся к концу прошлого века. Имея распространенную округлую форму, замок, вероятно, использовался для запирания оромного сундука. В этом замке только один выступ, который проходит ключ, чтобы освободить засов.

Русский висячий замок

Висячие замки использовались столетиями для запирания заключенных и имущества. Они обычно делались из железа, бронзы или меди и имели грубую конструкцию. Однако внутренние запирающие механизмы были зачастую довольно просты и легки для вскрытия.

Массивный русский висячий замок, изображенный на рисунке, был тщательно выкован вручную в ранее царствование последнего царя, Николая II (1895-1918). Большое округлое кольцо сверху - это "рукоятка" ключа, на котором есть нарезка и который ввинчивается в замочную скважину, чтобы разблокировать запирающий механизм. Когда скоба становится в позицию запирания, ключ вынимается и вставляется затычка, чтобы казалось, что замочной скважины нет. Нарезная часть ключа ввинчивается затем в защитный футляр.

Находчивые изобретатели

Для предотвращения взлома применялись особые механизмы вокруг замочных скважин для предотвращения взлома, колокольчики, которые прикреплялись к засову и звенели при касании засова, "секретные", или колечные, замки, работающие по тому же принципу, по которому работают современные кодовые замки на банковских сейфах, открывающиеся не ключом, а посредством набора определенной комбинации на циферблате.
Первые секретные замки появились на востоке. На них было от трех до семи колец с символами или буквами, которые, если их правильно выстроить, освобождали запор.

Принцип работы наборных замков был схожим. Для того. чтобы открыть эти два типа замков, требовалось набрать определеннные слова или цифры, которые знали только владелец или ответственное лицо. Слева вы видите "Эврику", кодовый замок с пятью пальцами, защищенный от случайного набора кода. Этот замок запирал когда-то один из сейфов казначейства США. Его запатентовали в 1862 г. Доддз, Мэкнил и Урбан из города Кантон, штат Огайо. Количество букв и цифр на замке делает возможным набор 1 073 741 824 комбинаций; чтобы все их перебрать, не прерываясь, потребовалось бы 2 042 года, 324 дня и 1 час.

Замки от дворцов и сундуков

В эпоху готики, за которой последовало роскошество Возрождения, мастера замочнго дела, полные вдохновения, изготавливали самые искусные и красивые декоративные замки за все времена. Это был период, когда мастера железных и замочных дел славились по всему миру. Они достигали высшего мастерства в ковке, чеканке, гравировании и травлении металлов, и их приглашали изготавливать замки и ключи для королевских дворов Европы. У ащелочного замка на пружине для дворцовой двери рабочий механизм скрыт под классическим куполом, который говорит о мавританском влиянии.

Отделанный мифическими фигурами и надписями в соответсвии со стилем того периода, этот замок особенно замечателен тем, что показывает, что процесс окраски металла был сходен с процессом покрытия металла чернью. Когда мастер испытывал недостаток в цвете, он обрабатывал до определенного оттенка металл, а затем использовать его в качестве фона для своей конструкции.

Замки для ларцов

С самых ранних времен сундуки запирались массивными и зачастую очень большими замками. Их использовали для хранения драгоценных металлов, денег, драгоценностей, обычной одежды и церковных облачений. архивов и оружия. белья и других бытовых принадлежностей, подвенечных нарядов и даже для погребения важных персон. Замки для бытового пользования украшались орнаментами; замки для сундуков, которые необходимо было перевозить с места на место, могли быть очень простыми, даже излишне строгими в исполнении. Обычно их устанавливали вертикально внутри сундука, и засовы крепко удерживали крышку в закрытом состоянии.

Ключ в виде веревки

В эпоху начала колонизации Америки "ключ" от замка дома часто висел на наружной стороне двери. Он представлял собой веревку определенной длины. Двери запирались изнутри с помощью деревянного засова на оси, один конец которого опускался в паз на дверном косяке. К нему была привязана веревка, которую через небольшое отверстие выводили наружу. Свисающая веревка являлась как бы приглашением войти: чтобы поднять засов и открыть дверь, ее надо было потянуть.

В Мадриде не было тайн

Несколько столетий назад в Испании крайне не доверяли замкам. В целях безопасности жители квартала нанимали сторожа, чтобы он обходил район и носил с собой ключи от домов. Чтобы войти в дом или выйти из него, жильцу приходилось яростно хлопать в ладоши, чтобы сторож с ключом услышал его и подошел к нему. Таким образом, все входы и выходы были публичным достоянием, поэтому для тайных любовных встреч в старом Мадриде было очень мало возможностей.

Муж Марии-Антуанетты был замочных дел мастером. Его звали Людовик, Людовик XVI, король Франции. Людовику не слишком-то и нравилось быть королем, но к механическому труду он проявлял чрезвычайный интерес. Много счастливых часов провел он в своей домашней мастерской, занимаясь ковкой металла и изготовлением замков. Этим навыкам его обучил мастер замочных дел по имени Гамэн. Особенно гордился король железным потайным шкафчиком, который он встроил в стену и использовал для хранения своих личных бумаг. К несчастью, Людовик не посчитался с революционерами, когда его тайник был обнаружен Гамэном, и бумаги, хранившиеся в нем, содержали важные улики. Бедный Людовик, история показывает нам, что он был настолько хорошим кузнецом, насколько плохим королем.

Вскрытие сейфов под водой

Ребенком Шарль Курне очень увлекался всем механическим, что он мог собрать или разобрать. Особенно его прельщали замки, и именно тогда началась его карьера как эксперта по замкам. Однако он решил стать водолазом и совершить все то, что его великий прадедушка романист Жюль Верн описал в своей знаменитой книге "Двадцать тысяч лье под водой". Спустя годы Шарль Курне осуществил свою мечту. Благодаря своему таланту взламывать замки его нанимали водолазом для того, чтобы он вскрывал сейфы на затонувших кораблях. Он был первым, кто вскрывал замки на глубине 400 футов, и он вернул многие миллионы долларов спасательным обществам. Шарль Курне достиг международной славы под именем Замочный Мастер. Он также известен как коллекционер старинных замков, многие из которых в настоящее время являются частью коллекции Шлаге.

Изготовители сейфов и медвежатники

В первой половине прошлого века 1800-х гг. небольшие городские банки размещались в старых зданиях. Сейфы представляли собой обычные деревянные пеналы или сундуки, обитые листовым железом и оснащенные висячими замками. Преступнику не составляло особого труда проникнуть в помещение и вскрыть сейф, или унести его, чтобы вскрыть его где-нибудь в укромном месте. Началось соревнование между изготовителями и взломщиками, или, как они назывались, "медвежатниками". Производители начали изготавливать крепкие железные сейфы с врезными замками, медвежатники опять были на высоте: они засыпали в замочные скважины взрывчатые вещества, взрывали их, и двери сносило с петель. Для большего обеспечения безопасности изготовители замков разработали кодовые замки без замочных скважин, а позднее стали сочетать их с очень мелкими механизмами. В банках стали строить стальные и бетонные хранилища. Стали появляться множественные замочные системы. Так минула эпоха медвежатников.

Чтобы польстить даме

Екатерина Великая, царица России с 1762 по 1796 гг., имела одну из самых замечательных коллекций замков своего времени. Она восхищалась тонким мастерством ремесленников, которые придумывали изящные узоры на замках и создавали висячие замки причудливых форм, чтобы удовлетворить прихоть дамы или любимого дитяти. Говорят, что одного знаменитого русского кузнеца спасло от ссылки в Сибирь то, что он сделал цепочку для Екатерины. Она была так поражена его мастерством, что помиловала его. С этим случаем, говорят, связано высказывание: "чтобы отпереть тюрьму. надо 89 ключей".

Из истории замков в Америке

В середине XVIII в. замков в колониальной Америке было мало. и большинство из них было копиями европейских механизмов. С образованием Республики и с началом процветания возрос спрос на крепкие дверные замки, висячие замки и замки для сейфов и хранилищ. Появилась американская замочная промышленность. Каждый американский ремесленник имел свое собственное представление о безопасности, и между 1774 и 1920 годами американские мастера замочных дел запатентовали около 3000 разновидностей замочных механизмов.

Среди них есть патент на "домашний замок" Линуса Йела. Его замок являлся модификацией старого египетского палечного принципа вращающегося цилиндра. В первой половине 1920-х гг. Уолтер Шлаге усовершенствовал концепцию цилиндрического пальцевого замка, поместив кнопочный запирающий механизм между двумя ручками. Главным было обеспечение безопасности; и все-же будучи важной деталью для современного архитектора или оформителя, замок являлся составной частью внешнего вида двери.

Изящество в металле

В средние века замки и ключи были очень орнаментированными. Появилась холодная обработка железа. Кузнецу не надо было уже быстро работать у наковальни; он теперь необычайно ловко пользовался напильником, зубилом и ножовкой. Замочных дел мастера придумывали особые замки для соборов и церквей в форме креста и украшали их искуссными узорами. Они научились изготавливать барельефы на металле, орнаментации, инкрустации, чеканную работу, просверливать металл и создавать тонкие резные украшения в виде завитков и листьев, популярные в этот период.

Ипанский церковный замок со скобой на петле и с зажимной пластиной с изображением животных принадлежал королеве Изабелле и, вероятно, использовался для запирания сундука, в котором хранились королевское платье и личное богатство.

Тайна ключа

На протяжении веков ключи символизировали авторитет, безопасность и власть. Боги, богини и святые описываются как хранители ключей от рая небесного, от бездны, от врат земли и моря. Ключ изображали на знаменах, гербах и гербовых печатях королей, императоров, королевской знати, городов. Подношение ключа от дворца, крепости или города было церемониальным событием, как и сегодня является подношение важному гостю ключа от города. На рисунке вы видите большой римский ключ.

Ключи от Нерона до королевы Виктории

Ключ был символом общественного положения человека, его важности. Много сотен лет назад в Египте важность "главы семьи" определялась количеством ключей, которыми он владел; они были большими, и их носили на плечах рабы. Если у хозяина было несколько рабов, или носителей ключей, его считали человеком большого богатства и знатности. Так с течением веков замок и ключ от него стали составной частью нашей культуры. Ключ, запирающий наше личное имущество, символизирует наше стремление к уединению и безопасность нашей собственности.

Церемония Ключей

Если вы были в Лондонском Тауэре, вспомните хранителя в тюдоровской шляпе и рюше, одетого в красный камзол. Неофициально его называют "бифитером". Его официальное имя - Почетный Йомен Гвардии, член личной королевской охраны. Если вы разговаривали с ним, то, вероятно, слышали рассказ о Церемонии Ключей. Каждый вечер Главный Хранитель запирает ворота Тауэра и приносит ключи в штаб этой старинной крепости. Часовой восклицает: "Стой! Кто идет?" "Ключи". "Чьи ключи?" "Ключи королевы Елизаветы". Хранитель и часовой предъявляют оружие, и хранитель восклицает: "Боже, храни королеву Елизавету!" Часовой отвечает: "Аминь". Эта традиционная британская церемония продолжается и по сей день. Йомен повторяет слова, которые вот уже 450 лет никто не изменял.