ПН-ВТ: выходной
ул. Дачная, д. 1, стр. 3
КЛЮЧНИК
Ключник, ключница – в Древней Руси и Русском государстве:
1. человек, ведавший продовольственными запасами дома (вотчины, поместья) и ключами от мест их хранения, кто ходит в ключах, служитель, заведующий съестными припасами в доме, погребом, а иногда и питьями;
2. должностное лицо при дворе князя, боярина, приказа или дворцового ведомства.
Таким образом, в широком смысле ключник – это слуга, ведающий продовольственными запасами имения, дома, хранитель ключей. Синонимы ключника: домоправитель, закромщик, слуга, эконом.
По «Русской правде» ключник, равно как и тиун, являясь слугой и доверенным лицом всего господина, был, по сути, рабом или полным (обельным) холопом.
Все холопы в период русского средневековья разделялись на две группы: «большие» и «меньшие». Ключник относился к большим холопам, причем к подгруппе так называемых приказных людей. Он был первым человеком в домашнем хозяйстве феодала, одновременно являясь администратором (управляющим) и судьей.
Московские актовые памятники XIV-XV веков говорят об обязанностях ключника более подробно.
Ключник ведает остальных холопов, целует за них крест, собирает господские доходы и заботится об их приращении, для чего раздает господское серебро в рост крестьянам. Кроме того, он вступает в сделки именем (от имени) своего господина и приобретает для него движимое имущество и рабов.
Ключники имели даже своих рабов и дьяков.
«Русская Правда» фактически разделяла приобретение статуса холопа (раба или несвободного человека) на два способа: холопство помимо воли лиц и добровольное обращение лица в холопство.
К первому способу относились следующие случаи: плен, совершение тяжкого преступления (убийство при разборе, поджог и конокрадство), несостоятельность в уплате долга по вине должника, дети рабов.
К холопству по доброй воле поступающих относилось всего три случая, и они перечислены Русской Правдой как троякое обельное холопство:
1. продажа себя в присутствии свидетеля хотя бы за полгривны;
2. женитьба на холопе или челяди;
3. поступление на службу тиуном или ключником.
В двух последних случаях особым договором (соглашением) – «рядом» возможно было установить и иные отношения в отмену обычных правил.
Примечательно, что служба ключником «без ряду» (без договора) влекла за собой полное (обельное) холопство.
«А се третьее холопьство: тивуньство без ряду или привяжеть ключь к себе без ряду, с рядомь ли, то како ся будеть рядиль, на том же стоить», – сообщает Русская Правда.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что ключники и тиуны были самыми приближенными людьми своих господ и являлись важными органами государственного управления в сфере суда и особенно финансов, так как первоначально нельзя было отличить частного княжеского хозяйства от государственного. Почему ключники изначально имели статус рабов?
Ответ очевидный. Такую щекотливую отрасль управления как хозяйство было удобнее всего лично несвободному человеку, именно потому, что свободный не был связан с господином (князем, боярином) ничем, кроме своей доброй воли. Тогда как холоп был вечно верен своему господину, которому он лично принадлежал.
Служба холопов в домашнем хозяйстве господ явилась прототипом государственной службы, из отдельных обязанностей холопов при княжеских дворах возникли важнейшие государственные должности. Так это было не только на Руси, но и в других странах средневековой Европы.
Следует отметить, что с середины XVI столетия правовой статус «ключников» менялся. По сравнению с «Русской правдой» и «Судебником» 1497 года, в «Судебнике» 1550 года в положении «ключника» появляются некоторые новые правовые акценты. Так, лишь сельский ключник и обязательно с «докладной грамотой», то есть в суде и при свидетелях оформленном документе (докладе), может считаться полным холопом. Раньше сельский ключник мог стать холопом как с докладом, так и без доклада.
При этом «Городской ключ» с 1550 года однозначно не ведет к рабству.
«…А о холопстве суд. По полной грамоте холоп. По ключу по сельскому з докладною холоп з женою и з детми, которые у одново государя с ним в одной крепости и которые породилися в холопстве, а которые его дети родились до холопства, а учнут жити у иного государя, или себе учнут жити, то не холопи. А по городцкому ключу не холоп. По робе холоп; по холопе роба. По духовной холоп. По приданой робе холоп, а по холопе роба. А по тиунству без полные и без докладные не холоп; а по сельскому ключу без докладные не холоп. А полному и докладному холопу сын своего слободного, который ся родил у него до холопства, не продати, а продасться он сам кому хочет; а отцю его и матери у полные не стояти и ис холопства не взяти, потому что отец его и мати сами в холопех; да и в полных и в докладных то писати, что отец у него и мати есть, а у полные не стояли, потому что сами в холопех. А у кого отец в черньцех или мати в черницах, и тому отцу и матери у своего сына и у дочери у полные и у докладные не стояти же и из холопства не взяти; а в полные и в докладные писати, что у него отец или мати есть, а у полные и у докладные не стояли, потому что пострижены; да и не продавати там детей своих, продастся сам кому хочет…», – сообщает «Судебник» 1550 года.
В доме боярина XVI-XVII веков ключник – главный распорядитель, иногда значивший у господина больше, чем жена и родня, жившая во дворе; он заведовал клетями и всеми строениями, держал ключи, словом ведал все домоуправлением. Жене ключника обыкновенно поручалось управление женской прислугой, если господин не доверял своей жене.
Ключники по роду подчинения (службы) были княжие, владычные, боярские и царские. Кроме того, в исторических источниках можно встретить следующие разновидности должностных лиц с названием «ключник»:
1. ключник городской и сельский. В первом случае управлял хозяйством господина в городе, второй в сельской местности («в сельце»);
2. ключник степенный – действующий, состоящий в должности (не отставной) при дворе московских царей имел в своем ведении столовые припасы, напитки и прислугу;
3. ключник отставной (старый, то есть бывший в должности), которому после отставки со службы давалось жалованье, оклад или поместье;
4. ключник с путем, или ключник путевой – лицо, исправлявшее ту же должность во время путешествия (пути) государя.
«…Ключник, прежде были что ныне казначей при дворе государеве, чин немалой; потом у двора были степенные ключники, яко на кормовом, сытном и хлебенном дворцах, главные управители или гофмейстеры из людей незнатных и часто из холопей господских или убогаго дворянства избирались, но в немалом почтении, и состояли под властию кравчаго. Под ними были путные ключники, подключники и стряпчие о чем зри при тех дворцах». Писал первый русский историк В.Н. Татищев.
В великом княжестве Литовском, Русском и Жемайтском ключник – это должностное лицо местной администрации, которое подчинялось воеводе.
Осуществлял надзор за сбором различных податей, в том числе так называемого чинша. Чинш – в Великом княжестве Литовском, а с 1569 года Речи Посполитой, оброк, который платился с земли или дома, отданных в чужое продолжительное владение. Примечательно, что также ключник заведовал на этих территориях сбором медовой дани в государственную казну.
От хозяйских ключей и самое управление хозяйством называлось ключом, ключом сельским и городским. «Докладные» (докладные грамоты, о которых говорит эта статья судебника) сохранились в довольно большом числе.
В грамотах этих определенно указывается, в какое именно сельцо дается человек, продающийся по ключу в холопы: «А за те деньги дался ему в сельцо в Совкины горы на ключ, а по ключю и в холопи» (1494 год).
Слово «холоп» у нас вообще, в особенности в применении к господским управителям, не имело того значения, как римский раб, которого римские юристы приравнивали к вещи. Холоп, как у немцев в средние века servus и knecht, был не столько рабом, сколько зависимым человеком без права порвать эту зависимость. Servitium, как у нас холопство, означало неразрывную зависимость в противоположность зависимости свободной, добровольной, служебной.
Слово «холоп» употреблялось главным образом в законодательных памятниках, где требовалось точно определить неразрывность зависимости ясным в этом отношении термином холоп. В жизни же холопы назывались обыкновенно менее определенным юридическим термином слуги и люди, «люди» такого-то господина, «слуга», «человек» такого-то. «Человек его» означало человек зависимый; но в древности не всякий зависимый человек был холопом. Рядом с неразрывной холопской зависимостью существовали формы зависимости добровольной, временной и условной, защитной. Приказные (служилые) люди у господина значительно различались между собою не только по имущественному своему положению, но и по юридическому состоянию. Судебник назначает особую, высокую плату за бесчестие, нанесенное «боярскому человеку доброму».
В новгородских боярщинах, известных нам по писцовым книгам с конца XV века, мы встречаем в большом числе «ключников», таких же, которые по цитированным выше новгородским же докладным того же времени (конца XV века) продавались в сельцо на ключ, а по ключу и в холопи.
Двор ключника стоял обыкновенно рядом с большим боярским двором. Вслед за двором господина писцы обыкновенно описывали двор ключника. О сельце Быкове Деревской пятины, принадлежавшем Ивану Васильевичу Захарьичу-Ляцкому, писцы записали: «Сельцо Быково: а в нем двор Иванов, пуст; а людей Ивановых: в дворе ключник Куземка Олехов».
Ключник так же, как все люди господина, отличался от крестьян тем, что не платил дохода господину.
Описывая дворы ключников, писцы не отмечают дохода с них, как с дворов крестьянских, и, указывая размер старого дохода с крестьян, часто о дворах, прежде занятых ключниками, отмечают: «Старого дохода не было, жил в нем ключник».
Примечательно, что часть дохода, который собирался с крестьян, шла в пользу ключника. Подробно описывая доходы господина, писцы тщательно перечисляли также и «ключничьи пошлины» с каждой крестьянской деревни.
Доход господина: «Гривна, 2 коробьи ржи, 3 коробьи овса, 20 яиц, горсть льну; а ключнику — деньга, сыр, горсть льну». В имении Ф.М. Тушина, в сельце Крицы Шелонской пятины, рядом с боярским «большим двором» стояли два двора его людей и двор ключника Онисима.
Ключник заведовал собственным хозяйством господина, «боярской пашней», принадлежавшей к господскому двору, и его садоводством: «У двора (большого) сад, а в нем 90 яблоней»; он же должен был наблюдать за обработкой пустошей, которые господин его «косил на себя». В имении было 30 человек крестьян, кроме четырех человек слуг-людей. И главные обязанности ключника состояли в сборе доходов с крестьян. Он собирал всего с крестьян «дохода» 4 рубля новгородских и 3 гривен с деньгою; кроме того, «мелкого дохода»: 11 баранов, 16 кур, 18 сыров, 500 яиц и т.д. Вместе с тем в свою пользу он собирал «доход ключнику»: «Денег гривна с деньгою, 2 коробьи без четвертки ржи, 14 овчин, 14 лопаток бараньих, 14 сыров, 140 яиц, 3 пятка без горсти льну» 24*.
В небольших имениях все хозяйство велось обыкновенно одним ключником. «Ключник», «ключнич доход» – наиболее часто встречающиеся в писцовых книгах названия господских управителей. Но в крупных имениях мы находим целый штат таких управителей, кроме ключника – еще посельника, бирича, доводчика. Посельник, или посольский, иначе – приказчик, был высшим управителем в отношении к ключнику. В больших имениях бывало по нескольку ключников: особый ключник для каждой обособленной волостки. В лице посельника, начальника над разными ключниками, соединялось управление над отдельными волостками, над отдельными частями имения.
В некоторых волостках доходы посельника вдвое превышали доходы ключника; в других они были одинаковы с доходами ключника. Но так как доходы посельника слагались из поборов с разных волосток, то в общем они всегда, вероятно, превышали доходы его подчиненного.
Низшие управители, подчиненные ключнику, назывались в одних имениях биричами, в других – доводчиками.
Большею частью ключники жили в особых дворах в сельце, рядом с боярским двором, в центре собственных пашен и пожен господина; они наблюдали за их обработкой, не имея собственного хозяйства. Но нередко ключники жили в особых деревнях, самостоятельно ведя хозяйство на земле, пожалованной им господином. В сельце Козлово Поле было два «двора больших», в которых жили сами вотчинники; рядом стояли 9 дворов их людей; к сельцу принадлежала «боярская пашня» на 6 обеж. И в отдалении от этого сельца жил ключник, самостоятельно ведя хозяйство в пожалованной ему деревне, с двумя своими половниками: «Деревня Заборовье, за Кузьминым человеком Фомкою за ключником: двор Фомка ключник; а половников его: двор Мосейко Ивашков, двор Офремко, ... две обжы».
В большом имении Ивана Кузьмина в 120 дворов (129 человек) было два ключника: они самостоятельно вели свое хозяйство в пожалованных им деревнях при помощи своих подворников. Когда имение у их господина было конфисковано при Иване III, они остались жить в этих деревнях: «Деревня Цыбицыно, – читаем в писцовой книге, – двор Ондрейко Цыбицын, а подворники его: двор Сысойко, двор Палка, сеют ржи 10 коробей, а сена косят 40 копен, 4 обжи; старого дохода с нее не было: был тот Ондрейко при Иване ключником».
Такая же отметка сделана о жившем в другой деревне с подворником на двух обжах бывшем ключнике Ондрейке Савине. Эти 6 обеж «пахали Ивановы ключники на себя». В этих случаях ключники ведут собственное хозяйство при помощи половников и подворников. В некоторых редких случаях господские управители хозяйничают при помощи собственных своих людей-холопов.