ПН-ВТ: выходной
ул. Дачная, д. 1, стр. 3
ХОРОШИЙ ЗАМОК — ЧТО НАДЕЖНЫЙ ДРУГ
Каждый знает, что не бывает дома без дверей, а дверей — без замка. В древности замков не было совсем, уходя, хозяин подпирал дверь палкой или закрывал на поворотную задвижку. Замок, как приспособление для запирания чего-либо на ключ, появился у всех народов с возникновением частной собственности. Первый замок, из дерева, появился в Египте еще до нашей эры, а древние римляне придумали пружинный замок с поворотным ключом, ставший прародителем современных замков.
В фондах музея-заповедника «Александровская слобода» есть весомая коллекция старинных врезных, «висячих», винтовых замков — от огромных амбарных до миниатюрных.
На Руси дверными замками пользовались мало. В сельской местности из-за бедности запирать было нечего. В городах замки были маленькие, похожие на замочки для шкатулок. Лишь с XVI-XVII века использование замков для запирания дверей и амбаров увеличилось. В средние века замки и ключи делали из железа и бронзы. Очень интересны кованые «амбарные» образцы XVII века больших размеров. Два из них — весьма воинственной формы, это — замки-«предупреждение». Щиток по форме похож на секиру — старинное оружие в виде топора, только без длинной рукояти. Секирная форма замка напоминала о жестокости кары при попытке взлома и кражи. Подобными замками закрывались двери церквей, городские ворота, дома богатых купцов, амбары. Музейные секирные замки отличаются особенной художественной орнаментацией в виде гравированных кружочков, зигзагов, «елочек» по периметру и просечных узоров по центру. Украшение геометрическим орнаментом второстепенных частей механизма, таких, как пружина, стойка, задвижка, характерны для замков XVI-XVII веков. Подобные им не были известны в домонгольской Руси, не встречается такая типология и среди западноевропейских замков.
Кованые экземпляры открываются поворотом ключа, также изготовленного мастером-кузнецом вручную. Издревле на Руси ключ считался символом богатства и сохранности, ассоциировался с замком как оберегом нажитого имущества. Бородки некоторых музейных ключей украшены символами-оберегами в виде крестов, солнышек, звездочек. Этот просечный рисунок не только украшал ключ, но и позволял открыть запирающий механизм замка именно этим ключом.
К сожалению, мастера XVII в. не оставили «автографы» на своих изделиях, но несомненно, что изготовлены музейные кованые замки и ключи виртуозными кузнецами Александровской слободы — одного из центров кузнечного ремесла в XVI-XVII веках. Секирный замок XVII века представлен в экспозиции «Государев двор в Александровской слободе».
Отличаются разнообразием форм, размеров корпуса, конструкцией отдельных деталей и узлов механизма старинные навесные замки из собрания музея-заповедника. Они использовались и для маленьких сундучков, и для тяжелых амбарных дверей. Эти произведения кузнечного мастерства сочетают в себе надежность, практичность и фантазию. Наиболее интересные замки представлены в экспозиции «В купеческой лавке».
Механизмы навесных замков из музейной коллекции, как правило, весьма сложные. Ковали их особо, а потом вкладывали в коробку, все части сковывались, склепывались, а некоторые спаивались с помощью медной проволоки, образуя затейливые инкрустации.
Есть в коллекции и так называемые «годовые» замки — на их корпусе напаян год производства, на других можно прочесть и имя мастера (такая традиция существовала у замочников в XVIII-XIX вв.): Михайла Жигалин, Варыпаев, Александр Бижанков… На небольшом «висячем» замке, недавно «отметившем» 200-летие, мастер оставил и дату — 1812, и свои инициалы — «С.Л.».
Привлекает внушительными размерами замок XVIII века, относящийся к типу «винтовых» из-за формы ключа — винтом. Сейчас отреставрированный механизм замка работает исправно, но конец дужки утрачен, остается лишь гадать — сломан он злоумышленником или хозяином, не справившимся с «закапризничавшим» замком. Такую же конструкцию имеет и крошечный замочек, хотя его размеры чуть больше одного сантиметра — работает он отменно.
Нередко замки снабжались сложным механизмом с секретом. Такой замок надежно закрывает сундук, который экспонируется на музейной выставке «В купеческой лавке». В нем предусмотрены два небольших молоточка, которые стучат по спиралям при повороте ключа. При этом раздается звон, который служил сигналом о том, что заветный сундук пытаются открыть. Звук сильный, громкий, мелодичный.
Столь распространенная в XVII — первой четверти XIX века художественная орнаментация замков, выполненная в техниках гравировки, насечки, просечки, чеканки, в конце XIX века практически исчезла. Ее заменили различные гальванические покрытия: цинкование, никелирование, оксидирование и другие, что наглядно прослеживается в фондовых оборазцах.
В настоящее время коллекция замков в музее-заповеднике надежно защищена. Безопасность хранения обеспечивают современные сложнейшие механизмы. Эти стандартные изделия в полной мере выполняют свою функцию, однако их внешний вид мало привлекает наше внимание — нет в них неповторимости тех произведений русских кузнецов-замочников, которые они охраняют.
Людмила Стручалина, хранитель музейных предметов музея-заповедника «Александровская слобода»